Учитель, открывший Глаза

Shinobi Рубрика: Без рубрики
0

Enno DragonНемолодой жилистый человек шёл быстрыми шагами, забираясь всё выше и выше в гору. Его ноги наливались тяжестью и цеплялись за выступающие ветки и корни деревьев. От быстрой ходьбы стучало в висках, тяжело дышалось, на лбу выступила испарина.
Отряд преследователей состоял из двух десятков воинов, пришедших взять ночью его в  горной лесной молельне по доносу одного из сподвижников , где он скрывался более трёх десятков лет.

Сколько раз проходил он по этим горным и лесным тропам, о существовании которых не знал ни один человек, кроме него. Теперь они помогают ему спастись от преследователей, а кусты и деревья, словно понимая его нелёгкое положение, бьют по лицам преследователей, смыкая ветви.

Когда-то, много лет назад, этот человек оставил привычный мир и его единственным другом и учителем стала природа. Не сразу, но постепенно она стала открывать ему свои секреты — он научился различать целебные и несъедобные травы и коренья.

Он уже отвык от общения с людьми, но, тем не менее, не чувствовал себя одиноким.. Вечерами, у костра, его собеседниками были леса и горы, горные ручьи и реки, звери и птицы.

Неужели всё эти испытания и лишения прошли зря, неужели сейчас эти силы не спасут его? Его ноги, обычно бесшумно ступавшие по этим каменистым горным склонам, вдруг стали поддевать увесистые валуны, чтобы они падали вниз, на головы преследователей.

Возраст даёт о себе знать, крики преследователей уже слышны всё отчётливей.
Поняв, что ему не уйти далеко, человек вдруг резко опустился вниз и поднял глаза к небу. На него с безмолвного неба взирала полная луна, и он, взглянув на светящийся диск, переместил его вниз живота. По телу разлилось холодное спокойствие и умиротворение, его дыхание стало ритмичным  и успокоилось. Луна закрутилась в нём и заполнила собой всё его тело, и он перестал слышать шум погони. Тело задрожало и стало равномерно раскачиваться  по кругу, пальцы его рук сами стали складываться в странные замысловатые фигуры, напоминающие то треугольники, то кольца.

Ascese_de_Sho_COPY_0«Рин-ё-то-са-кай-дзин-рецу-сай-дзен»-вырвалось откуда-то из глубин луны в нём, это странное заклинание вибрировало и многократно усиливалось в нём. Наконец, луна плавно вытекла из него и он увидел перед собой каменистую скалу с двумя чуть заметными выемками внизу. Бесшумно оттолкнувшись от каменной глыбы,  он вдруг подпрыгнул и прижался всем телом к скале. Пальцы его будто проросли в горную породу, словно корни деревьев, тело обдало холодком и сыростью от скалы, голова подтянулась к шее и со стороны стала похожа на замшелую глыбу, а ноги застыли в выемках скалы и приросли к большим каменным валунам.

Громко топоча ногами, словно табун лошадей, в шаге от него пробежало несколько десятков воинов, едва не задев его палками. Он чувствовал их горячее дыхание, но его для них не существовало, и преследователи пробежали мимо и вскоре растворились в ночном мраке, будто их и не было вовсе.

Через некоторое время скала вновь ожила и от неё отделилась фигура, отдалённо напоминавшая человека.  Неслышно выпрыгнул вниз и приложив ухо к земле, он слушал, как удаляется от него громкий топот шагов.

«Пока страной с императрицей Кокэн правит ее любовник, проклятый Докё, не будет мне покоя», — словно озарила человека мысль.  Надо уходить всё выше в непроходимые леса и горы, собирать людей и учить их постигать мудрость учения Будды. Именно так можно победить это зло…

Биография

DSC03918Об этом человеке не пишут книг, не снимают фильмы, а между тем он был видным религиозным реформатором. Именно он стал «духовным отцом» ниндзюцу, и несомненно одно — если бы не этот человек, история Япония была бы другой…

-Что же нам известно о нём? — Немного.

Эн-но Одзуну  (Эн-но Оцуну, Эн-но Сёкаку, Эн-но Кими, Эн-но убасоку, Сёкаку-сэннин, Иенно Гуйо Дья), больше известный миру как Эн-но гёдзя (яп. 役行者 -отшельник, аскет) ,  (634 — после 703 г.г.),  был реальной исторической фигурой. Он родился в состоятельной семье, принадлежавшей к провинциальному клану Такакамо.

Биографии Эн-но гёдзя насыщены многочисленными мифическими элементами, по которым можно судить об эволюции сюгэндо. Некоторые обрывочные сведения о нём можно почерпнуть в летописях «Нихон-рёики» (примерно VIII — IX вв.), «Сёку Нихонги», а также в «Кондзяку моногатари», «Хонтё Синсэн дэн».

Он мог бы прожить свою жизнь в неге и достатке, но предпочел пойти по другому Пути — поиска Истины. Путь этот он начал с буддистского монастыря, но суровая, полная лишений и дисциплины монастырская жизнь и классический буддизм не дали ему ответа на мучившие вопросы. Вскорости он оставил монастырь и стал странствовать по Островам. В одном из таких путешествий карма его свела с буддистскими монахами из Китая, которые называли себя «люгай».

Монахи проповедовали на Островах учение «Люгай мэнь», что означает «Врата Истины», которые они открывали перед всеми, кто того желал, невзирая на сословия и национальности. Но даже учение «Вратах Истины» не дало ответы на все вопросы, мучившие неугомонного Эн-но, он покинул и их и отправился к жрецам синто (японская национальная религия), которые учили его общаться с духами, обитающими в лесах и горах. Но всё было тщетно — дух Эн-но не нашёл покоя и тут. Разочаровавшись во всем, Эн-но уединился от мира на долгие годы и стал отшельником-гёдзя.

Но даже учение «Врата Истины» не дало ответы на все вопросы, мучившие неугомонного Эн-но, он покинул и их и отправился к жрецам синто (японская национальная религия), которые учили его общаться с духами, обитающими в лесах и горах. Но всё было тщетно — дух его не нашёл покоя и тут. Разочаровавшись во всем,  он укрылся от мира на горе Кадзураги на долгие годы и стал аскетом-отшельником («гёдзя»).

Он поселился  Ascese_de_Sho_COPY_0 высоко в горах, в пещере,  рядом с водопадом. Эн сплел себе нехитрую одежду из трав, пил воду с горных ручьев и росу с сосновых иголок. Как и положено монаху-люгай, он боролся с трудностями , возвышая и укрепляя свой Дух. День Эн-но начинался с медитации. Следуя наставлениям жрецов Синто он купался в чистых горных источниках, часами медитировал под ледяным водопадом, совершал восхождения к седым от снега горным вершинам.

Так прошли долгие годы. Эн-но учился правильно дышать, спал он на траве и снегу, зажигал костры-гома, часами медитировал под ледяными водопадами, общался с духами воздуха, воды, огня и гор.
С Истиной всегда так. Издали она напоминает неприступный замок, подступы к которому преграждает ров с грязной и холодной водой, за которым к тому же ещё стоит высокая стена. Постепенно понимаешь, что к твердыне всегда есть ключ, который поможет тебе войти внутрь замка, во Врата Истины.

Истина Учителя

Истина, которую открыл там для себя подвижник, стала впоследствии первой заповедью Учителя и звучала она примерно так:

Богам не нравится, когда их забывают. Если богов забывают и от них отказываются — они постепенно умирают…

На практике это означало, что не следует делать ложный выбор между разными богами и учениями — надо просто принять все их и попробовать понять и постичь. Под солнцем и луной хватит места всем, и людям, и духам, и богам, ведь каждый в чём-то прав. В любом учении можно найти зерно истины и открыть что-то для себя… Таким образом можно обрести могущество уже в этой жизни…

Эн-но назвал своё учение «Сюген-до», то есть «путь обретения могущества». Вскоре он понял, что если он будет и дальше оставаться на горе, то унесёт это учение с собой в могилу. Он надумал спуститься к людям и поделиться с ними тем, что открылось ему в горном уединении.

Выжить можно везде. Выжить можно даже в аду, если он есть…

Не бойтесь жизни, не бегайте от неё — учитесь выживать в ней! Жизнь, данная нам, не хорошая и не плохая. Она именно такая, как есть и если вы полюбите жизнь и научитесь чувствовать её пульс, вас покинет липкий страх перед ней…

Пусть вся жизнь и природа станет вам учителем…С каждым новым учителем вы ещё чуть-чуть приблизитесь к могуществу!

Всё, что вас окружает, ваши друзья, а не враги!  Поговори с ними, доверься им, и они покажут тебе путь к могуществу!

Доверьтесь Небу, и оно станет вашими глазами…

Доверьтесь Воде, и она станет вашей силой…

Доверьтесь Ветру, и он расскажет тебе об опасности, где-то ждущей тебя…

Доверьтесь Огню, и он выжжет вам тропинку к спасению…

Доверьтесь Ночи, и она скроет от всех ваши тайны…

Не воюйте с миром, а учитесь у него!

Поучитесь у бабочки умению приспосабливаться к нему.

Поучитесь у прута упорству — не ломаться, когда его гнут, и разгибаться…

Поучись спокойствия, мудрости и  невозмутимости у деревьев, у воды текучести и плавности, а у камня крепости и твёрдости…

Храм — не место, где слушают чьи-то проповеди и собирают подаяния. Храм это место, где тебя понимают, где твой разум ощущает покой, где он очищается и устремляется вверх, к Вечности. В храме тебя всегда выслушают и дадут высказаться, а не высокомерно прочтут нотации. Стройте храмы в горах,потому что,  чем выше, тем чище храм и учение, рождающееся в нём…

Не через десять и сто, а уже в этой жизни вы можете обрести могущество и стать буддой, и если

хотите, я покажу вам Путь…»

Эн-но сказал это людям и хотел было уйти, но с ним пошли несколько людей, поверившим в него и сказанное им. Он и построили первый храм недалеко от пещеры учителя, в лесочке на склоне горы Кадзураги.

Учитель и его Учение

Люди, которым удалось с ним даже просто пообщаться, преображались и уже возвращались домой просветлёнными. Те же, кто уходил к нему в горы больным, возвращались исцелёнными. Вскоре по всем Островам разнёсся слух об Учителе и его Учении. Поговаривали, что тот Горный Отшельник уже при этой жизни достиг высшего совершенства и стал буддой.

Многих людей стало привлекать его Знание, потому что оно открывало на многое глаза и давало настоящую Силу. Людей, которые уходили в горы и строили лесные и горные молельни, стали называть «горными мудрецами».

Сюгендзя (яп. 修験者, последователи учения Эн-но, сюгендо) могли показать, как найти воду и где вырыть колодец, подсказывали благоприятное время посева или уборки урожая, лечили людей травами и мазями. Они помогали крестьянам чем могли даже голодными японскими зимами — учили крестьян изготовлять тростниковые флейты и маски ками и тенгу, которые можно было продать в городах и добыть немного продуктов.

По всем островам разнеслась слава о сюгендзя, они имели огромную популярность среди простого люда и крестьян. Сложилась парадоксальная ситуация — в крестьянской среде, находившейся в плотном и постоянном контакте с самоназванными монахами-сидосо, сюгендзя стали считать единственными носителями истинного Учения Будды. Это не могло не настораживать власти, и, как обычно бывает в таких случаях, спокойная жизнь Учителя и его учеников длилась недолго.

Учитель Эн-но не брал денег за своё Знание, как это делали придворные святоши,  а бескорыстно делился своим Учением с людьми. Они боялись того, что народ, узнавая новое об учении Будды станет менее покорным и покладистым.

Разве могли смириться с таким положением вещей воинствующие святоши и мракобесы, присвоившие себе право вещать от имени богов? Жрецы и священники , прикормленные и приручённые властью, не могли долго терпеть рядом с собой духовный центр силы.

Не будем забывать и финансовую сторону. Религиозные ритуалы приносили немалый доход в казну, с появлением же нового учения, финансовый поток сильно уменьшился.

Нетрудно было ожидать, что новое учение пришлось не ко двору, и скоро Эн-но Гёдзя и его ученики и  последователи были объявлены преступниками.

Сюгендзя были объявлены вне закона и за ними началась настоящая охота. Им было запрещено строить храмы, а те, что уже были построены были разрушены.

Особо рьяным преследователем последователей нового учения, правивший совместно с императрицей её фаворит Докё, которого называли «чёрный монах».  Он решил искоренить сюгендо с корнями, уничтожить самого Учителя и всех его учеников и последователей, чтобы о них не осталось бы даже памяти. Имя Эн-но в одно время было даже запрещено упоминать в разговорах под страхом пыток и смерти.
За голову Эн-но пообещали хорошее вознагражение,  не было также недостатка, в желающих получить его или выслужиться. Было пролито много крови, святилища и храмы в горах сравняли с землёй.

В 699 году по доносу одного из учеников Эн-но гёдзя был арестован и сослан на остров Идзу, однако в 701 году получил прощение. После амнистии он отправился на запад страны, но об этом периоде жизни нет никаких упоминаний в летописях.

Несмотря на все усилия властей, Учитель непостижимым образом всегда ускользал от преследователей. Учитель всегда заранее знал, когда и где его будут ждать враги.
Казалось, даже  природа восстала против гонителей и помогала ему — его предупреждали об облавах и засадах вода, горы, ветер, деревья, звери и птицы, люди.

Стереть из памяти людей мудрость Учителя, выраженную в его Учении, тоже не удалось. Его учение передавалось из уст в уста среди простых и знатных людей, гонения дали обратный эффект — вокруг гёдзя, которых ещё называли «яма-но- хидзири» («горные мудрецы») или «ямабуси» («скрывающиеся в горах»), постепенно стали складываться общины. Контингент незаконных вооружённых формирований людей, которые вливались в общины был пёстрым и разношёрстным. Тут были  и те,кому в сердца просто запали слова Учителя, и те, кто имел проблемы с законом, и те, кто по разным причинам не мог больше оставаться с людьми, и те, кто решил следовать Учению и достичь могущества уже в этой жизни.  Общины пополнялись и самураями — часть самураев проигравшей стороны, шла не в разбойники, а к «горным мудрецам». К началу 8-го века уже можно было говорить о серьёзном и структурированном движении аскетов и монахов.
И, наконец, точку в вопросе кем был Эн-но Гёдзя для буддизма поставила История. Спустя долгое время, в 1799 г., Эн-но Гёдзя был признан бодхисаттвой и  был канонизирован под именем Дзимбэн-дайбосацу.

 

«
Источник: http://babyrent.lviv.ua/

Ваш отзыв