Потомки лесных оборотней

Shinobi Рубрика: Ниндзюцу
0

Среди огромного многообразия боевых систем и воинских школ, особняком стоит таинственное ниндзюцу, сошедшее с арены истории Страны Восходящего Солнца ещё в 17 веке.  Тем не менее, ниндзюцу завораживает и сейчас, в наше время.
Ниндзюцу или синоби-дзюцу, можно определить как искусство шпионско-диверсионной работы. Развивалось он в недрах отдельных кланов, которые сделали и развили его во времена японской смуты средством и образом своего существования.

Что значит само слово синоби? Синоби (Шиноби, Shinobi) – это специально обученные и тренированные японские шпионы.  Как, спросите вы? Это же ниндзя!
«Ниндзя» и «cиноби» — это всего лишь разные способы прочтения одних и тех же иероглифов.

К слову, они применялись лишь в некоторых из провинций средневековой Японии. Заметим, что популярное слово «ниндзя» появилось лишь в начале 20 века. А до этого в ходу было слова «синоби» или «синоби-но-моно», что означает «тот, кто крадётся».
 
nin kanjiИероглиф «нин»忍 состоит из двух идеограмм.  Верхнюю часть  кандзи ゾ («яйба») можно прочесть   как «лезвие» или точнее «отточенная часть лезвия меча». Нижнюю часть иероглифа ‘し («син»  или «кокоро») можно перевести как «сердце» , «сердцевина»,»дух», «душа» .

Многие современные поклонники  ниндзюцу любят заниматься анализом  частей иероглифа «нин» с целью показать некое скрытое и при этом якобы изначальное философское значение слов «синоби» и «ниндзя».

Так, этот иероглиф интерпретируют, например, как «сердце контролирует и направляет оружие», или «те, кто кладут своё сердце под острие меча», (нижняя часть иероглифа нин представляет собой иероглиф «сердце», а верхняя – «клинок»), но, скорее всего, это просто умствования современных исследователей средневековых лазутчиков.
В пользу этого говорит то, что задолго до того, как шпионов стали называть синоби,  в японском языке уже существовали многочисленные производные от глагола «синобу» c соответствующими значениями.

Глагол «синобу» означает «терпеть», «сносить», а также «жить замкнуто»,»скрываться», подразумевая очень важную вещь для средневековых разведчиков:

«терпеть тогда, когда невозможно терпеть, и «настойчиво выполнять невыполнимое, сохраняя покров тайны» — только так ниндзя может преуспеть в своих тренировках и выполнить то, что кажется невозможным простому человеку.
Чтение иероглифа «нин»  忍 с другими иероглифами :

«синоби»忍び  — «соглядатай»,»шпион», kanji shinobu

«проникающий в тайне»,

«синобииру» 忍ヽび入る一»красться»,

«тайно проникать куда-либо»,

синобиаси-дэ – на цыпочках, тихо,

синобиёру – подкрадываться;

синобиаруку – ходить крадучись;

синобисугата-дэ – переодевшись, под чужим именем.

Иероглиф «ниндзюцу» («искусство быть невидимым») — в нём кандзи «нин», скорее, следует понимать как «терпение», «выносливость», т.е. «терпеть», «выдерживать».

Дети тэнгу

Происхождение синоби затерялось в далёком прошлом прошлом, и поэтому очень тяжело воссоздать чёткую и детальную историю воинов-невидимок.Их ремесло хранилось в тайне, и поэтому мы вынуждены черпать обрывочные сведения о них из древних летописей и хроник различных семей, которые время от времени пользовались услугами кланов синоби. Если мы хотим понять эту странную, поражающую воображение группу людей — другого пути у нас нет. Сведения давностью более чем несколько сотен лет следует рассматривать с большой осторожностью. Историки и учёные часто писали лишь одну версию событий, основная цель этой версии — угодить правителям, которым и служил историк.
На высшем уровне мастера ниндзюцу тайно творили историю своей страны. На низшем — за определённую плату выполняли щекотливые поручения своих нанимателей.

Tengu_Warrior_by_Freakz19Праотцами ниндзя считают мифических длинноносых крылатых оборотней тэнгу, которые, согласно преданиям, обучили своему дьявольскому искусству некоторых известных воинов.

Предположительно, первым ниндзя страны Ямато (название Японии в древности) был один из слуг знаменитого принца Сётоку Таиси (6-7 век), который снабжал своего господина ценной информацией, помогавшей успеху на всех поприщах. Благодарный Сётоку даровал своему верному вассалу титул синоби, от которого и произошел термин синоби-дзюцу, который при более позднем прочтении стал читаться как ниндзюцу.

Уход правителя с политической сцены привёл страну к междоусобице, и в обострившейся борьбе религий за умы людей духовным спасителем нации предстал буддийский отшельник Эн-но Гёдзя (634-700 г. н.э.).

энно гёдзя 8943Эн-но Одзуну или Эн-но Гёдзя создал уникальное мистическое учение сюгендо («путь обретения сверхъестественного могущества»), которую стали практиковать ямабуси, горные воители и мудрецы.
Правительство, опасаясь их влияния, организовало карательную операцию и выслало войска на подавление ямабуси. Чтобы выжить, воины-отшельники, разработали разработали довольно специфичные методы индивидуального и группового противодействия (ямабуси-хэйко), которые и легли в основу классического синоби-дзюцу (ниндзюцу).
Ямабуси передавали свои познания соратникам, открыли несколько школ, выпускники которых были настолько удачливы, что в одно время трое из них «рулили» всей ночной и разбойной жизнью столицы Японии тех времён, Киото.
Шли года, и власть в Японии на долгое время перешла к военной верхушке во главе с сёгуном. Смена вида правления привела к многочисленным перестановкам во власти и перетасовке должностных лиц. Многие самураи были изгнаны из дворца, потеряли хозяев, и стали т.н. ронинами, то есть самураями без господ. Они скитались по Японии, пьянствовали и дрались, и в конце концов оседали в глухих и малодоступных горных деревушках, создавая там незаконные вооружённые формирования военизированные группировки.
К началу 13 века в горной провинции Ига ядовитыми цветками расцвели кланы Хаттори и Момоти, структурировавшие и объединившие в одно целое и пути обретения духовного могущества ямабуси, и мастерство беглых самураев, военные и медицинские техники бежавших из Китая монахов и воинов. В открытых тренировочных лагерях в нескольких десятках различных школ неприхотливого японского мальчика превращали в боевую машину, способную сеять страх и смерть.
В конце 16 столетия в Японии, наконец, появились сильные личности, которые начали объединять страну в свои железные руки. Самые знаменитые из них были Ода Нобунага, коварство и изощрённые трюки которого не уступали разработкам ниндзя, и фактический объединитель Японии Тоётоми Хидеёси.
Государственники того времени использовали услуги разных кланов ниндзя, но невидимок из кланов Кога и Ига у них не было. После многочисленных безуспешных покушения у Ода Нобунага лопнуло терпение, и полководец направил карательные силы в центральную обитель синоби.
Четырёхтысячный отряд ниндзя был разбит и рассеян более чем десятикратно превосходящими его правительственными силами. Но уже на следующий год боги, покровительствующие своим ученикам, наказали победителя. Один из военачальников поднял мятеж, и жизнь великого полководца закончила свой бег. Во время смуты соратник Нобунага, Токугава Иэясу оказался с маленьким отрядом без прикрытия в опасной близости от мятежников, чем мгновенно воспользовался глава одного из кланов Ига Хаттори Хандзо. Он мгновенно мобилизовал из небытия несколько сотен невидимок и тем самым, спас Токугава. В благодарность за услугу Токугава, став сёгуном Японии сделал Хандзо главой своей Сикрет Сервис.
При правлении Токугавы в Японии было положено начало мирному развитию страны. А поскольку неугомонные синоби могли разрушить это хрупкое равновесие, сёгун под страхом смерти запретил даже упоминать ниндзюцу. Достигнув в питательной среде междоусобиц и конфликтов своего расцвета, ниндзюцу стало быстро приходить в упадок после объединения Японии в период правления Ода Нобунага и Хидэёси Тойотоми.
Большинство кланов, оставшись без заказов, занялись торговлей или ремеслом . Главы семейств уничтожили свитки с секретами школ и прекратили передачу традиции . Не находя применения своим смертоносным знаниям и умениям, они быстро пришли в упадок и потеряли былую эффективность. Было утеряно большинство секретные методик, делавшие синоби неуязвимыми, а оставшиеся внешние аспекты скорее походили на беззубые традиционные боевые искусства, чем на стройную, целостную и грозную систему подготовки «воинов-теней».
Ко времени реставрации Мэйдзи в 1868 году, «искусство терпеливых», когда-то наводившее ужас на самураев, стало лишь легендой-красивой сказкой с печальным концом .

Но тем не менее, немногие оставшиеся верными своим семейным традициям невидимки сохранили отверженное искусство, пронесли его через время и донесли до нас.
Кем же на самом деле были синоби? Демонами? — Нет, людьми, которые считали, что слово «невоможно» к нему не относится!

« »

Ваш отзыв